Игра втемную: как правительство загоняет налоговую реформу в глухой угол

Рeчь o ввeдeнии систeмы нaлoгooблoжeния для прeдстaвитeлeй мaлoгo бизнeсa, кoтoрую мoжнo нaзвaть пoдгoтoвкoй к упрaзднeнию eдинoгo нaлoгa. Минфин прeдлaгaeт три нoвыx группы нaлoгooблoжeния.
Зa прeдeлaми дoкумeнтa Минфинa oстaлся вoзврaт к идee прoвeдeния рaзoвoгo «нулeвoгo» дeклaрирoвaния. Прaвдa, лeтoм рaбoтa нaд зaкoнoдaтeльным фундaмeнтoм для кaмпaнии пo дeклaрирoвaнию былa приoстaнoвлeнa. Oнa прoписaнa в дoкумeнтe, рaзрaбoтaннoм при учaстии прoфильнoгo кoмитeтa.
Слoжнo скaзaть, как отнесется к этому бизнес. Если вспомнить, что год назад предпринимательское сообщество резко восприняло аналогичную модель, «зашитую» в проект №3357, то сейчас риторика вряд ли кардинально изменится.
С другой стороны, учитывая существенную девальвацию гривни, оборот, эквивалентный 6 млн долл в год (приблизительно такой валютный эквивалент 150 млн грн при текущем курсе), вряд ли можно отнести к категории крупного бизнеса.
У фискалов отсутствует не только методология определения цен согласно правилу вытянутой руки, но и попросту есть острая нехватка человеческих профессиональных ресурсов, которые способны отслеживать подобные сделки. Кроме того, по большому счету, правила ТЦО в Украине все равно не работают.
Действительно знаковой можно считать инициативу, странным образом перекочевавшую в концепцию Данилюка из проекта налоговой реформы, который был инициирован парламентским комитетом по налогам и таможенной политике еще в октябре 2015 года и получил №3357.
Нет особых изменений и в части уплаты налога на прибыль кроме ускоренной амортизации некоторых групп основных средств и налоговых каникул на пять лет для новосозданных предприятий.
Хотя логично предположить, что в текущей экономической ситуации и при действующей неповоротливой фискальной системе подобная попытка «выбелить» доходы и капиталы налогоплательщиков не станет успешной, в комитете этот контраргумент даже не рассматривается.
Так было и в 2014 году, и в 2015 году, так происходит и нынешней осенью.
* * *
По НДС — очередные точечные поправки. Появится единый публичный реестр для возмещения, будет продлен граничный срок для регистрации налоговых накладных со 180 дней до 365 дней и внедрен механизм по возврату переплат НДС исключительно со спецсчетов.
Для первых упразднят регистрацию плательщиками акциза в случае реализации топлива в емкостях до двух литров и освободят от акцизного налога обороты по продаже сырья, которое получают табачно-ферментационные заводы.
Депутаты выступают за то, чтобы необходимые законопроекты попали в сессионный зал парламента до конца 2016 года, а уже с начала 2017 года соответствующие нормы вступили в силу. Теперь эта работа возобновилась.
Доход — свыше 4 тыс МЗП в год, ставка — 18%. Нужно вести полноценный учет и ежеквартально авансами уплачивать взносы по НДФЛ. Третья группа станет аналогом действующей базовой системы налогообложения для предпринимателей, которые не работают на едином налоге и являются плательщиками НДС.
Первая — для индивидуальных мелких предпринимателей, которые торгуют на рынках и предоставляют услуги населению. Их доход будет ограничен 250 минимальных зарплат, а ставка налога составит 10% МЗП. При этом нужно подавать упрощенную форму декларации и не нужно вести учет доходов и затрат.
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об’єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Один из них касается трансфертного ценообразования. Минфин указывает, что действующие правила ТЦО создают определенное давление на малый бизнес, который вынужден готовить отчеты, обосновывать проводимые операции перед сотрудниками фискальной службы.
К тому же, не известно, поддержат ли депутаты идеи Минфина и комитета Нины Южаниной. Опыт принятия поправок в НК в прошлые годы, которые шли вразрез со всевозможными концепциями и проектами, лишний раз это подтверждает.
Те же предложения, которые касаются администрирования, передачи полномочий от ГФС Министерству финансов, ликвидации налоговой милиции. Если вчитаться в представленный министром документ, в нем сложно найти что-то новое.
Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Все про: налоги, Налоговый кодекс, Минфин Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора.
В концепции, которую Данилюк представил на профильном комитете, появилось два интересных блока. По большому счету, эти поправки направлены на улучшение администрирования, и в этом стремлении правительство вряд ли можно упрекнуть. Однако, как часто бывает, без подводных камней не обошлось.
Он анонсировал новую концепцию изменений в Налоговый кодекс.
На последнем заседании комитета по вопросам налоговой и таможенной политики министр финансов Александр Данилюк преподнес собравшимся сюрприз.
Наталья Ульянова, партнер Международной юридической компании ICF Legal Service

Колонки автора

Работа без ошибок. Что скрывается за очередной налоговой реформой

С началом нового парламентского сезона традиционно возобновляются баталии вокруг налоговой реформы. Что препятствует восстановлению экономики

Чем обернется для налогоплательщиков декларирование доходов

План Гройсмана.
К тому же, на фоне дискуссии о дальнейшем снижении ставок НДФЛ и единого социального взноса фактическое ужесточение налогообложения, приправленное формальным «упрощением», выглядит удивительно.
Впрочем, как показывает практика, многие смелые инициативы так и остаются в проекте, даже не добравшись до Верховной Рады.
Дабы снять эту проблему, предлагается увеличить с 50 млн грн до 150 млн грн годовой доход, сверх которого возникает обязанность отчитываться о контролируемых операциях, а также пересмотреть с 5 млн грн до 10 млн грн объем годовых операций с одним контрагентом.
Поэтому власти скорее дадут задний ход, чем будут ссориться с главным кредитором Украины, отношения с которым и так не самые теплые. Не стоит забывать и о том, против таких изменений выступает Международный валютный фонд.
Для вторых расширен перечень затрат, которые не учитываются при подсчете стоимости добытых ископаемых.
С одной стороны, шаг логичный, поскольку проблема вовлеченности небольших компаний в бюрократическую рутину, связанную с контролем ТЦО, существует.
Планируются определенные послабления по акцизному налогу и для тех, кто платит сбор за пользование недрами.
По его словам, то была рабочая версия, а презентованный им вариант «реформы»  учитывает полученные министерством поправки и предложения.
На вопрос о судьбе законопроекта, который Минфин обнародовал в августе, Данилюк ответил уклончиво.
Налог будет взиматься с разницы между доходами и затратами по ставке 18%. Вторая группа получила имя «смягченной» общей системы уплаты НДФЛ с прибыли. Ее смогут использовать предприниматели, которые занимаются индивидуальной профессиональной деятельностью с годовым оборотом до 4 тыс МЗП. Учет — упрощенный, уплата налога — авансами, раз в квартал.
Разговор идет о снижении минимального объема доходов и активов, которые считаются задекларированными без подачи декларации, с 1 млн грн в шесть раз.
При этом о налоге на выведенный капитал, столь горячо обсуждаемом малым и средним бизнесом уже более года, по-прежнему упоминания нет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.