Трудности перехода

В ряде столичных школ для шестиклассников ввели переводные экзамены

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

В нескольких столичных школах в этом учебном году ученикам шестых классов придется сдавать экзамены — «автоматом» в седьмой их уже не переведут. По данным источника «Известий», этот эксперимент к 2018 году станет обязательной процедурой для всех столичных школ.

Что за этим стоит — попытка поднять упавший в последние годы уровень образования или изящный способ избавиться от слабых учеников, — сказать сложно. Мнения педагогов разделились. А департамент образования никак не комментирует свое участие в этом эксперименте, делая акцент на том, что экзамены для шестиклассников — самостоятельный выбор школ.

— В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 273 (ст. 28, п. 6), к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, а также в соответствии с п. 10 осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, — сообщили «Известиям» в департаменте образования Москвы.

Сегодня, помимо экзаменов ОГЭ (в 9-м классе) и ЕГЭ (в 11-м классе), в столице есть промежуточные формы контроля качества образования. В 4-х и 7-х классах проходит обязательная диагностика МЦКО (Московский центр качества образования. — «Известия».). Четвероклассники пишут работы по трем предметам — русскому языку, математике и окружающему миру. Семиклассников тестируют по двум предметам на выбор: один экзамен по математике или русскому языку, второй — по истории, географии или биологии.

Кроме того, корректирующие обязательные диагностики проходят в 9-х и 10-х классах, а также дополнительные диагностики ждут 11-классников.

По большому счету, оценка за диагностику МЦКО никак не влияет на ученика: даже если он не писал работу (например, из-за болезни), его переведут в следующий класс. Это больше проверка для школы.

А вот переводные экзамены для шестиклассников могут стать серьезным испытанием и для учителей, и для учеников, а также возродить такое явление, как второгодники, хорошо забытое с советских времен.

— Я пока ничего не слышал про этот эксперимент, но у нас переводные экзамены есть каждый год, — рассказал «Известиям» директор школы «Интеллектуал» Юрий Тихорский. — На мой взгляд, переводные экзамены нужны. Для наших детей они не являются стрессом, поскольку они проходят через это каждый год. И по итогам экзамена решается, в какую группу дети попадут — в углубленную, среднеуглубленную или базовую. У нас бывали случаи, когда по итогам экзаменов ребенку рекомендовали перейти на другую систему обучения, и они уходили в школы с более простыми программами.

По мнению Тихорского, если школьник не сдает экзамен, то его надо оставлять на повторный курс обучения.

— Это мое административное мнение. Если человек не освоил программу, то он должен попробовать освоить ее повторно, — считает директор «Интеллектуала». — Если ребенок не освоил базовую программу, то чего врать? Можно, конечно, просто выпустить всех по базовой математике с минимальной планкой, которая уже ни в какие ворота не лезет, — 24 балла из 100. Но это самообман, мы выпускаем неграмотных людей. Базовую математику ЕГЭ без проблем решает 7-й класс среднеуглубленной группы.

Директор другой «топовой» столичной школы, центра образования № 548 «Царицыно», Ефим Рачевский, напротив, считает, что экзамены для шестиклассников не нужны.

— Существует система независимой оценки знаний — тестирование МЦКО. Поэтому никакой необходимости в переводных экзаменах для шестиклассников я не вижу, — говорит Рачевский.

С ним согласен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

— По закону «Об образовании» аттестация предполагается после окончания начальной школы, основной школы и полной средней школы. Почему именно из шестого класса в седьмой, мне довольно трудно понять. Конечно, наблюдая, как учится мой собственный внук, я начинаю понимать законное желание Рособрнадзора или другого ведомства иметь реальную картину успеваемости детей через контрольные работы, которые проводятся ежегодно, — говорит Олег Смолин. — Но на практике такие экзамены воспринимаются учителями как оценка их деятельности. Соответственно, усиливается упор на «дрессировку» детей.

Депутат уверен, что на плечи школьников и так ложится большая нагрузка.

— Причем нагружены они неправильно, поскольку школа пытается развивать только левое полушарие преимущественно через тесты либо подобные им задания. Поэтому от введения таких экзаменов будет больше вреда, чем пользы. Загонять детей в постоянный стресс нельзя. Дети должны учиться с удовольствием, — уверен депутат. — А если вы вводите переводные экзамены, надо менять и саму идеологию экзамена, начиная с ЕГЭ. На экзамене ребенок не должен в состоянии стресса и страха сдавать всё то, что он вызубрил. На экзамене у ребенка должна быть возможность показать лучшее из того, на что он способен. Если кто-то придумает такой способ переводных экзаменов — ради бога! Нагрузка, которую мы наваливаем на детей, абсолютно неадекватна результатам. По данным Рособрнадзора, на одном из ЕГЭ по математике была элементарная задача: «Поезд вышел из пункта «А» в 10 часов, прибыл в пункт «Б» в 12 часов на следующий день. Пункты «А» и «Б» находятся в одном часовом поясе. Сколько часов поезд был в пути?». Четверть детей задачу не решили!

Тем не менее переводные экзамены могут стать реальностью. И тогда стоит ждать появления второгодников. Как, кстати, в этом случае будет решаться проблема перегруженности классов, никто пока не задумывался.

— В советской школе механизм оставления на второй год был довольно простым. Тогда это реально делали, оставляли по итоговым оценкам, — поясняет Юрий Тихорский. — И большой трагедией это не становилось. Это была нормальная практика: если ты не обучился, будем обучать тебя во второй раз. Вечерние школы не с потолка же взялись. Человек мог работать и параллельно доучиваться. А сейчас мы занимаемся самообманом, потому что мы выпускаем детей со всеми тройками, ставя минимальную планку ЕГЭ, и говорим, что у них полное среднее образование. Хотя уровень знаний этих выпускников соответствует знаниям семилетки.

Написать комментарий

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.